БОЛЬШАЯ ПРАНАЯМА

Когда ученик овладел одной из асан для сидения настолько, что может, не чувствуя усталости, неудобства и боли, находиться в этой позе по меньшей мере полчаса, можно приступать к упражнениям в пранаяме.
Есть 8 главных пранаям (кумбхак): САХИТА, СУРЬЯБХЕДА, УДЖАЙИ, СИТАЛИ, СИТКАРИ, БХАСТРИКА, БХРАМАРИ, МУРЧХА, КЕВАЛИ (лавини).
Каждая из приведенных пранаям имеет самостоятельное действие и каждая может быть рекомендована ученику на его пути в зависимости от его особенностей и конечной цели. Все пранаямы взаимно связаны друг с другом, взаимно дополняемы и по степени сложности выходят одна из другой.
Практикой пранаямы преследуется две цели: очищение надей и достижение контроля над мысленным процессом. Исходя из этого положения, есть два направления в Йоге: Раджа-йога Патанджали (способ управления умом) и Хатха-йога Гхеранды-Мациендры (овладение праной для обуздания ума). Принято считать, что без пранаямы закрыт путь в Дхиану, и это в действительности так, но очень редко исключительные личности в своей высшей практике сразу приступают к Дхиане. Йоги это объясняют тем, что в своих предыдущих воплощениях они прошли первые 5 ступеней.
Необходимо также отметить, что упражнения в пранаяме могут привести к такому психическому состоянию и развитию, которое, даже без усиленной тренировки в сосредоточении, даст возможность производить феномены магнетизма без помощи пассов, одним только усилием мысли и, что самое главное, станет легко достижимым состояние пратьяхара, после чего открывается путь в высшую Йогу.
1. СУРЬЯБХЕДА («проникновение солнца», или вдох в солнечное сплетение)
В позе падмасана вдыхайте через правую ноздрю настолько медленно, насколько это вам удобно. На задержке выполните джаландхарабандху и мула-уддияна-бандхи. Для начинающего установленная грань задержки 30 секунд, для опытного ученика — до тех пор, пока из ногтей не появится пот. Сперва делайте 10 циклов, постепенно доводя до 20. При совершенном овладении этой пранаямой можно практиковать до 20 циклов 4 раза в день. Эта пранаяма только односторонняя — вдох правой ноздрей,
а выдох левой. Здесь уместно вспомнить солнечное дыхание. Вероятно, эта пранаяма эффективна во второй половине дня.
Упражнение очищает мозг, уничтожает кишечных червей, излечивает болезни газовыделения, способствует лечению ревматизма.
2.САХИТА (сукх-пурвак) — приятная пранаяма
Эта пранаяма бывает двух видов с биджа (сигарбха) и без биджа (нигарбха).
Первый вариант сложнее, так как он требует специальной формы сосредоточения на определенных символах.
В удобном сидячем положении, с лицом, обращенным к востоку или северу, думает он о БРАХМЕ, полном раджаса, о красном цвете и о форме (санскритской) буквы «А».
Йогин вдыхает через иданади, повторяя 16 раз Абиджа. В конце вдоха и в начале задержки он делает уддияна-бандху. Затем он должен думать о ХАРА (Вишну), полном сатва, синем цвете и о форме буквы «У» в то время как он во время задержки дыхания повторяет 64 раза Убиджа. Затем он должен думать о Шиве, как о полном тамаса, о белом цвете, о форме буквы «М», думая, выдыхает он через правую ноздрю при 33-кратном повторении Убиджа. Затем он снова вдыхает через пингала-нади, задерживает дыхание и снова выдыхает через иданади, повторяя биджа в том нее порядке.
Следовательно, здесь имеет место формула — 1х:4х:2х. Внесем ясность в сущность этой формулы.
Нам известно, зачем нужна длительная задержка дыхания, но вот удвоенный выдох (против вдоха) также необходим с определенной целью. Согласно Йоге, длина нормальной струи выдоха должна быть длиной в 12 пальцев. При интенсивных нагрузках длина воздушной струи достигает 96 пальцев. При нормальном выдохе и меньше — жизнь удлиняется, а при превышении этой нормы — жизнь сокращается. Таким образом, эта форма удлинения выдоха способствует удлинению жизни.
Пранаяма в таком виде очень трудна для европейца. Другое дело индус, он с детства привычен к этой символике, и психологический склад его ума несколько статичен. Для западных учеников рекомендуется та же формула, но без символических представлений и без биджа. Правда, с указанными усложнениями пранаяма значительно облегчается и ее эффект возрастает.
Итак, в упрощенном виде делаем вдох через правую ноздрю (1х), перекрываем ноздри и задерживаем дыхание (4х), затем следует выдох через левую ноздрю. Далее — вдох через левую, задержка и выдох через правую. Это один круг. Значение х необходимо наращивать очень медленно так, чтобы эта пранаяма была действительно приятной и ее свободно, без напряжения можно было выполнять в течение всего упражнения. Для начала примите х=2. Если же сахита выполняется с целью пробуждения Кундалини, то она сочетается еще с двумя бандхами, а точнее с четырьмя (см. советы к пранаяме). Применение бандх облегчает саму пранаяму. Требуются еще определенные символические представления, как это дано в главе о Кундалини.
Для оздоровительных целей сахита практикуется по нескольку циклов 1-2 раза в день. Если, кроме сахиты, вы практикуете и другие дыхательные упражнения, то делайте 10-20 циклов по 3-4 раза в день, и этого будет достаточно для очищения надей, и потом она выполняется до тех пор, пока не будет открыта сушумна, что сопровождается особым характерным звуком, и только после этого сахита выполняется 10-20 раз «для сохранения формы», а число кевали доводится до 80 раз.
Совершенный йогин практикует 320 циклов сахиты в течение суток за 4 приема.
При овладении сахитой наблюдаются 3 ступени:
а) низшая (12:48:24) — сопровождается потением;
б) средняя (16:64:32) — сопровождается дрожанием позвоночника;
в) высшая (20:80:40) — сопровождается подниманием от пола (левитация).
Йоги находят это упражнение полезным, когда необходимо возбудить деятельность ума и заставить его мыслить ясно или же создать равновесное состояние психики, усилить ее деятельность и сосредоточенность. Не случайно эту пранаяму используют юристы, ораторы и другие.
Благодаря этой форме дыхания устраняются многие болезни, улучшается аппетит и пищеварение, облегчается соблюдение брахмачерья. Тело становится сильным, стройным, здоровым, удаляется лишний жир, появляется блеск в глазах, голос становится мелодичным, исчезают леность и поспешность, повышается созерцательность ума, появляется чувство радости и душевного покоя.
При углублении в Йогу сахита способствует развитию телепатии, психолечения, но требует строгой умеренности в еде, МЯСО ИСКЛЮЧАЕТСЯ.
3. УДЖАЙИ (победоносный)
Эта пранаяма выполняется в разных позах и даже на ходу.
Техника: после полного выдоха сделайте вдох через обе ноздри без обычного звука, характерного для нормального дыхания. Для контроля сперва прикройте глотку, чтобы получился слабый гортанный звук, наподобие «ха» или «ханга». На задержке дыхания сделайте джаландхарабандха (на ходу она выполняется) и после нее, подняв голову, с таким же звуком выдыхайте через левую ноздрю, а следующий выдох будет через правую. Формула дыхания, как и в сахите. Первое время можете выдыхать через обе ноздри.
Цель упражнения — увеличить объем легких, закрепить ритм и глубину дыхания. Упражнение разностороннего действия: снижает жар в голове, увеличивает желудочное тепло, убирает слизь в горле, способствует лечению астмы, туберкулеза и многих простудных заболеваний, снимает головные боли. Ш.С. Шивананда утверждает, что регулярно упражняющийся в уджайи становится красивым. Вероятно, он имеет в виду пробуждение особенной внутренней душевной красоты. Уджайи возбуждает
эндокринные железы, особенно щитовидную, способствует нормализации пониженного давления крови, развивает чувство расторопности и бдительности, способствует сосредоточению.
Это упражнение противопоказано людям возбужденным и с гиперфункцией щитовидной железы или с высоким давлением крови.
Начинайте практику уджайи с нескольких кругов, постепенно наращивая количество на один прием. Йогины в течение суток за 4 приема делают 320 кругов.
4. СИТАЛИ (СИТКАРИ)
Сложите язык трубочкой и немного всуньте его сквозь слегка сжатые губы. Медленно вдыхайте со свистящим звуком наподобие «СИ». Задержите дыхание настолько, насколько это вам удобно, затем медленно выдыхайте через обе ноздри. Выполняйте упражнение 15-20 раз утром. Ситали также выполняется на ходу.
Йоги заверяют, что на того, кто долго и регулярно выполняет эту пранаяму, не действует укус змеи или скорпиона, тело его становится стройным и красивым.
Практикуйте ситали, когда ощущаете жажду, голод, леность.
СИТКАРИ. Все так же, как и для ситали, только язык касается кончиком неба, а губы сложены трубочкой с маленьким отверстием для выдоха.
5. БХАСТРИКА (кузнечные меха)
В действии это упражнение напоминает работу кузнечных мехов.
Исходное положение падмасана, можно стоя, сделайте глубокий вдох и резко выдохните. Диафрагма и все дыхательные мышцы работают как единый механизм. Очень важно, чтобы вдох был более медленным, чем выдох. Упражнение выполняется очень внимательно.
Принципиальное отличие между бхастрикой и капалабхати состоит в том, что во втором случае все внимание уделено работе диафрагмы и нет необходимости следить за тем, заполняются легкие воздухом или нет. В бхастрике, наоборот, дыхание должно быть полным, глубоким. Для начала сделайте 10 дыханий и после каждого выдоха еще сделайте глубокий вдох с последующими джаландхарабандхой и мула-бандхой, сосредоточьтесь на муландхарачакре, дыхание задержите настолько, насколько сможете, затем поднимите голову, медленно вдохните через нос и выйдите с мула-бандхи. Выдох должен быть максимально возможным, поэтому форсируйте его мула- бандхой и уддияной, это способствует хорошему току венозной крови. Есть рекомендации выполнять бхастрику тремя приемами, следующими друг за другом. Но во всех случаях требуется осторожность и чувство меры, особенно в сочетании с бандхами, так как могут возникнуть запоры или желудочные расстройства.
При интенсивном выполнении бхастрики возможно обильное потение, так как она действует согревающе. Очень медленно количество дыханий в одном приеме доведите до 30. Между отдельными приемами дышите обычным способом. Бхаетрика редко применяется как самостоятельное упражнение, но чаще входит в различные комплексы как очищающее дыхание. Возможна и в начале пранаямы как подготавливающая дыхательную систему.
При головокружении уменьшите количество дыханий в одном приеме, а при кашле упражнение прекратите. Бхаетрика — очень сильнодействующее упражнение: печень активизируется и укрепляется, то же селезенка и поджелудочная железа, очищаются лобные пазухи. Бхастрика генерирует прану. В этом упражнении не превышайте своих возможностей, иначе вы будете изнашивать себя. Для людей со слабой конституцией и малой емкостью легких бхастрика противопоказана. У кого больные уши и глаза, ненормальное кровяное давление, кровотечения — бхаетрика противопоказана.
Бхаетрика освежает весь организм, особенно полезна людям умственного труда, так как повышает работоспособность и самочувствие, разрушает лень.
Бхаетрика лечит различные заболевания горла, хронические гастриты, бронхиальную астму, очищает нервы, увеличивает рабочий объем легких, очищает нос, трахеи, бронхи, согревает на холоде. Зимой бхаетрика выполняется в любое время, в жаркое время лета — только утром. Бхаетрика также выполняется чередованием ноздрей.
Делайте упражнение только через одну ноздрю, например, правую, почувствовав усталость на вдохе, правой ноздрей сделайте джаландхара мула бандхи, после задержки выдохните через левую ноздрю ичдалее продолжайте упражнение уже левой стороной. Так можно чередовать стороны по нескольку раз. Есть и другой вариант:
вдох через левую ноздрю — выдох через правую. Проделайте так несколько раз и смените последовательность.
Бхаетрика пробуждает и поднимает Кундалини и на ее пути пробивает три грантхи (узла): Брахма-грантху, Вишну-гран-тху, Рудра-грантху. Что такое грантхи? Каждый из 6 центров представляет одну таттву, каждая таттва имеет определенное число лучей (в сахасрара они бесчисленны и вечны). Шесть центров разделяются на три группы, каждая из этих групп имеет один кнот, то есть грантху-верхушку, где сходятся чакры, которые составляют эту группу. Когда ида и пингала достигают места между бровями, то вместе с сушумной делают заплетенный трижды кнот. Из трех узлов в Брахма – грантхи сила Майи особенно сильна. Проникновение этих узлов сопровождается физическими болями и болезнями. Из этих соображений не следует концентрироваться на таком центре, как пупок (нахипадма).
6. БХАРАМАРИ (подобно пчеле)
Это дыхательное упражнение и следующее за ним МУРЧХА в текстах даются как самостоятельные, но в действительности они являются подготовкой к упражнению КЕВАЛИ.
Первое из них сильно задерживает выдох, а второе — задержку выдоха.
Техника: энергично вдохните через обе ноздри, издавая звук летящей пчелы-трутня (ча-ра-ва-ра), и выдохните, растягивая выдох и издавая жужжащий звук пчелы-матки. Выдох должен производиться как можно дольше. С течением времени в правом ухе появятся таинственные звуки анахат, прислушиваясь к которым повышается степень сосредоточенности и дыхание еще больше замедляется. Звуки анахат появляются при сильном сосредоточении на слухе. Они становятся с каждым разом все отчетливее: сперва можно услышать сверчка, потом флейту, далее раскаты грома, барабан, полет пчелы, гонг, трубу, фанфары, литавры и так далее.
7. МУРЧХА (обморок)
Техника: вдохните и задержите дыхание при помощи джа-ландхарабандхи, сосредоточьтесь на аджна-чакре и оставайтесь в этом положении так долго, пока не появится чувство, что сейчас наступит обморок, и только в этом случае начинайте медленйо выдыхать. Выдох должен быть длинным, чтобы из легких удалился весь воздух.
Парамаханса Йоганда, описывая это состояние, говорит, что у него было такое чувство, как будто из его легких воздух выкачивали насосом. В этом упражнении имеет место не обычный обморок, а особая форма отвлечения чувств. В отличие от бхрамари здесь имеет место фаза, когда легкие без воздуха.
8. КЕВАЛИ (исключительная задержка воздуха)
Кто познал пранаяму и кевали — настоящий йог. Есть ли что-нибудь недоступное в трех мирах для добивающегося успеха в этой кевали-кумбхаке. Слава, слава таким проявленным душам. Да пребудет их благословение над всеми учениками Йоги.
Ш.С. ШИВАНАНДА
Кевали и кхечари—две вершины двух разделов Йоги, но вообще-то, они переплетаются и ведут к одной цели. Вся техника пранаямы прямо или косвенно ведет к растяжению дыхания, и в кевали эта техника получает свое окончательное завершение. Техника этого дыхательного упражнения отсутствует — просто необходимо растягивать безгранично все 4 фазы дыхания.
Возьмите известную вам сахиту с большим показателем X, большим, чем это необходимо для высшей ее ступени. Будем считать, что к этому высокому пределу ученик шел постепенно и длительное время. Чтобы не выйти за пределы своих возможностей, на данный момент необходимо, помимо уже известных, требование руководствоваться еще двумя условиями:
1) при чувстве боли или сильного мускульного напряжения показатель X формулы необходимо уменьшить;
2) при работе на высоких пределах, когда X больше 30, может создаться такое положение, когда кажется, что воздух как бы старается выйти из груди, а в голове появляются различные звуки — это значит, что наступила мера ваших индивидуальных возможностей на данный момент и эту грань не следует переходить, пока она не будет закреплена и не исчезнут отрицательные симптомы.
Каждый раз, когда срабатывает импульс начала вдоха, его можно подавить актом глотания или напряжением мышц живота, какой-то разновидностью уддияны. При регулярной, длительной тренировке можно достигнуть 4-минутной задержки дыхания, но это дается при одноразовом выполнении, а что касается нескольких циклов, то это задача весьма сложная. Когда-то наступает такой момент, когда уже обычные методы не дают желаемых результатов в подавлении импульса вдоха, в этот момент
проглатывается язык, которым перекрывается носоглотка — это кхечари-мудра. Акт глотания частично подавляет импульс вдоха, проглатывание языка безгранично растягивает (останавливает) дыхание. Видимо, йоги практическим путем нашли особый, неизвестный нам центр в языке или носоглотке, при помощи которого они так сильно могут влиять на дыхание…
4-минутная задержка — это уже кое-что из того, что можно получить из высшей практики, но это еще ничто по сравнению с тем, что дается при безграничном растягивании дыхания.
В пранаяме на высоких уровнях может появиться чувство зуда, переходящее в кажущиеся укусы насекомых. Более того, возможны судорожные подергивания конечностей, переходящие в лихорадочные подергивания всего тела. В это время необходимо быть в падмасане, и она предохранит от конвульсий. Возможно также появление болей в брюшной полости, начинающейся с громких щелкающих звуков, что вызывается проглоченным воздухом. Все эти явления не должны вызывать опасений и скоро проходят при регулярной практике. Много тягот и необычностей возникнет на пути кевали.
Имеется много тягот и почти непреодолимых препятствий в Йоге, поэтому йог должен продолжать практику с энтузиазмом, даже если его жизнь подкатывается к горлу.
Ш.С. ШИВАНАНДА
Если это сказал великий йогин, закончивший свой путь в МАХА-САМАДХИ, то и нам не следует рассчитывать на легкий путь.
Выше мы говорили, что кевали можно начинать с известной нам сахиты, но сейчас уже можно сказать, что кевали не имеет регулярного разграничения всех фаз дыхания.
В кевали-кумбхаке нет регулярных речака и пурака. Вы должны будете удлинить период кумбхаки. Во время кумбхаки уводите разум от всех объектов и твердо фиксируйте его на Атме или сосредоточьтесь на пространстве между бровями (аджна-чакре)… Благодаряупралшению в кевали-кумбхаке возникает Кундалини…
Кундалини пробуждается, и сушумна освобождается от всяких узлов (грантхи).
Ш.С. ШИВАНАНДА
Вдох-выдох все же здесь имеют место, но они не ограничены рамками какой-либо формулы. Они настолько длительны, что друг в друга переходят автоматически и незаметно.
Имеется в виду та стена, которая скрывает от йогина высший этап концентрации.
9. ПЛАВИНИ
Техника: «… медленно пей воздух как воду и посылай его в желудок, при этом желудок немного раздуется, при постукивании он издает глухой звук. Воздух из желудка изгоняется посредством отрыгивания».
ГХЕРАНДА
«Пить» воздух несколько проще, если вытянуть немного шею вперед, вдыхать его, как в каки-мудре, и делать глотательные движения на конце каждого вдоха. Кто владеет этой пранаямой, может как угодно долго плавать на воде и обходиться долго без пищи.
Видно, что в этой пранаяме что-то недосказано и вряд ли она имеет свое место в классической восьмерке. Она слишком проста, не содержит элементов управления дыханием.

Вы хотите срочно купить компьютер в Екатеринбурге. Компьютеры Екатеринбурга на любой вкус вы можете найти на чудесном сайте ekaterinburg.dorus.ru.

One thought on “БОЛЬШАЯ ПРАНАЯМА”

Добавить комментарий

Новости в Блоге Йога

Будь всегда в курсе событий!

Смело подписывайтесь на новости! Ваш адрес почты будет скрыт.